29Март2024

новости

СЕГОДНЯ PLUS

НОВОСТИ Происшествия В "Аэрофлоте" причиной инцидента с пилотом в Благовещенске называют колоссальный дефицит кадров

В "Аэрофлоте" причиной инцидента с пилотом в Благовещенске называют колоссальный дефицит кадров

"Аэрофлот" уволил пилота, который в пьяном виде пытался выйти на рейс из Благовещенска в Москву. Из-за этого вылет накануне пришлось задержать на 10 часов. В итоге пьяного летчика сняли с рейса и заменили другим пилотом, прибывшим из Москвы. Подробнее о причинах этого инцидента в прямом эфире ток-шоу "Профилактика" рассказал руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Андрей Согрин.

- Андрей Владимирович Согрин, PR-директор "Аэрофлота", на прямой связи со студией. Сначала мы ждем от вас комментария по поводу вот этого инцидента, насколько он, кстати, характерный? А потом по поводу вообще процедуры допуска и по поводу якобы традиции пилотов выпивать "капелюшечку" перед полетом. Ну, молва народная так гласит.

СОГРИН: Я добавлю от себя кое-что по поводу того, почему вообще это произошло, потому что тут есть нюанс, он очень важный. Мы подтверждаем, да, конечно, ситуацию, тут говорить не о чем. Пилот рейса из Благовещенска в Москву, причем это командир воздушного судна "Боинг-767" (несколько таких не совсем характерных для "Аэрофлота" самолетов у нас еще осталось), человек с очень большим стажем работы и член так называемого Шереметьевского профсоюза летного состава, с которым "Аэрофлот" не имеет дела, - одна из оппозиционных организаций сейчас в нашей стране, которые в свою защиту активно привлекают зарубежные профсоюзы, зарубежные иностранные организации, пишут письма всем подряд, и категорически выступают против найма иностранных пилотов, - пришел, значит, на освидетельствование, 0,8 промилле в крови. То есть чтобы понимали: 0,8 промилле в крови - это либо накануне осмотра стакан крепкого напитка, либо это, если, так сказать, перед сном ночью, это бутылка водки, в 62 года, да.

Естественно, так сказать, принято было решение о его увольнении, он, естественно, был не допущен к полету. И тут очень важный момент, я хочу объяснить, так сказать, не все это понимают. Он не случайно был снят с рейса. Не то что его там случайно заметили и сняли. То есть планово каждый пилот перед полетом проходит медицинскую проверку. Он не мог не понимать, что его обнаружат, что он пьяный.

- Вот это и смущает. То есть при такой концентрации как же он вообще...

СОГРИН: Я вам сейчас объясню, тут очень любопытный момент. Дело в том, что человек может выпить и идти, зная, что его точно обнаружат, только в одном случае: если он уверен, что ничего не будет, если он уверен, что пронесет.

Почему пронесет? В России колоссальный дефицит летного состава, в России не хватает пилотов до такой степени, что мало вообще что с этим может сравниться. То есть количество вакансий, количество, скажем так, востребованных пилотов, наверное, раза в два выше потенциально, чем они есть на данный момент. Почему? Потому что в 90-е годы школа подготовки пилотов рухнула, их стали готовить меньше, они уехали на Запад, а во второй половине 2000-х годов произошла как бы обратная ситуация - отрасль стала резко расти. То есть где-то после кризиса 2008 года, с 2009 года авиационная отрасль, авиаперевозки росли в России где-то на 15-20 процентов в год, а у лидеров рынка - "Аэрофлота" "Трансаэро" и так далее - до 30 процентов в год. То есть при таком росте понятно, что через пять лет пилотов нужно в два-три раза больше, чем было пять лет назад. А их меньше становится, особенно опытных пилотов, командиров воздушного судна.

- А почему их становится меньше, мы их не выпускаем, не учим?

СОГРИН: Нет, дело в том, что пилоты делятся на две категории: так называемые вторые пилоты, то есть помощники по сути, и командиры воздушного судна, то есть командир судна, главный пилот. Командира судна невозможно научить, его невозможно выпустить из института, командир воздушного судна обязан налетать минимум три года. И то не каждый пилот, не каждый второй пилот станет командиром воздушного судна. Здесь должны быть и лидерские качества, и интеллект, умение принимать решения, и так далее, и так далее. То есть на самом деле это очень высокая позиция. Чтобы вы понимали, средний доход командира воздушного судна в "Аэрофлоте" порядка 450-470 тысяч рублей в месяц. Это много. Ни в одной авиакомпании мира, кроме "Люфтганзы", столько не платят, чтобы вы понимали.

Командиров нет. То есть возникает какая ситуация? Даже если тебя завтра уволят, вот я пилот, меня завтра уволят, я послезавтра тут же найду работу. И здесь было бы то же самое, если бы вдруг это не утекло вот так в прессу, не появился бы резонанс, и т. д. и т. п., понимаете? То есть на самом деле люди находятся в ситуации неконкурентного рынка труда.

Сейчас наконец-то правительство после долгих попыток пролоббирования ситуации разрешило нанимать иностранных пилотов, чтобы восполнить дефицит командиров воздушного судна, которых у нас нет в должном количестве. Практика найма иностранных пилотов есть в любой стране мира. Ну вот в Китае нанимают активно иностранных пилотов. У них тоже сильно растет экономика, как и в России, и они нанимают иностранных пилотов, в этом нет никаких проблем. Наши пилоты могут легко работать за границей, легко уехать, работать где угодно. Но к нам сюда не пилоты, а есть так называемый Шереметьевский профсоюз летного состава (специфическая организация, лидеры которой сейчас находятся под следствием по обвинению в вымогательстве), который активно сопротивляется найму иностранных пилотов. Они объясняют это тем, что якобы это ударит по школе подготовки пилотов в России. Почему - они это не объясняют, но они считают, что это разрушит систему подготовки пилотов.

- Ну, мотивацию можно понять. Как футбольные клубы некоторые выступают против увеличения количества легионеров.

СОГРИН: Ну как бы да. Но практика показывает, что в реальности-то все происходит наоборот: обмен опытом, конкуренция и так далее. Ну, понимаете, все равно что вы стали бы говорить, что, допустим, нельзя нанимать журналистов, которые не окончили журфак, нельзя нанимать с других журфаков и так далее. То есть вот логика такая. На самом деле, конечно, просто эта ситуация для кого-то удобна, и понятно почему. Вот этот пилот - тоже член ШПЛС, активист ШПЛС.

- Несколько раз прозвучало, что у нас огромный дефицит пилотов, а он почему, мы их больше не готовим, пилотов?

СОГРИН: Нет, готовим. Просто произошел вот этот разрыв. То есть в 90-е годы схлопнулась действительно школа подготовки пилотов, закрылась, потому что и перевозки практически остановились в стране. А потом резкий пошел всплеск. То есть вот шел такой медленный как бы подъем отрасли где-то до 2009 года…

- Все понятно. И теперь опережающими темпами идет.

СОГРИН: Совершенно верно.

Что касается предполетного контроля, "у нас жесточайшая система", сказал Согрин. Заключены договоры с аэропортами об обязательном медицинском освидетельствовании экипажей. "Например, даже если рейс разворотный, а разворотный - это значит, что самолет прилетел в какой-то город и буквально через несколько часов летит обратно, - даже в такой ситуации их будут поверять накануне вылета", - пояснил он. "Пилот - это физически совершенный человек, ведь в пилоты берут только людей практически без физических недостатков, с идеальным здоровьем, идеальной психикой, идеальным зрением, - рассказал глава пресс-службы «Аэрофлота». - Молва о том, что они там алкоголики и так далее, конечно, это абсолютная ересь".

ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ НА НОВОСТЬ: