18Январь2021

новости

СЕГОДНЯ PLUS

НОВОСТИ Общество В учебнике математики обнаружены три непатриотичных поросенка

В учебнике математики обнаружены три непатриотичных поросенка

Эксперты Российской академии образования не пропустили в Федеральный перечень учебников для школ на 2014/15 учебный год пятую часть книг. Причем каких! Например, от детей убрали куда подальше известные учебники математики Людмилы Петерсон и учебники по системе развивающего обучения Леонида Занкова. Хотя по ним учились уже несколько поколений младшеклассников. Зато откровенно слабые книжки проверку прошли, - пишет КП.

- Сейчас моя дочка учится в третьем классе по учебникам Петерсон, - объясняет ситуацию Елизавета, мама школьницы. - А в четвертом нам придется теперь учиться по учебникам, построенным  уже по другой системе. Думали заниматься по этому учебнику "подпольно" - чтобы ребенок учился по привычным правилам. Но на родительском собрании нам сказали, что недопущенные учебники изымут из продажи...

А ведь те дети, которые выигрывают олимпиады по математике, как раз и учатся по книгам Петерсон и Занкова!

Гномы, эльфы и факиры

Учебники Петерсон пришлись не по вкусу Любови Ульяхиной, эксперту и автору учебников - внимание! - по русскому языку. В своем заключении она разнесла книги в пух и прах (грамматика и орфография сохранены):

"Что развивают задачи из Блицтурнира Задачи репродуктивного уровня, не содержат ни познавательной информации, не предполагают практического применения знаний, не расширяют кругозор и "информационное поле" учащихся, предполагают бессмысленные действия с переменной, которой не присвоено числовое значение".

"Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма. А так же мультипликационное изображение Московского Кремля без подписи, не имеющее отношения к содержанию заданий".

Вероятно, эксперт просто не решила задачку с Кремлем - там в ответе слово "Москва". А Деда Мороза приняла за Санта-Клауса. Бывает. Ну а то, что ей не понравилось, что арбуз и баклажан нарисованы одного размера... Можно я не буду это комментировать?

Не осилила эксперт и определения. Например, что "многоугольник - это замкнутая линия без самопересечений".

Из трех экспертов РАО отрицательную оценку учебнику поставил лишь один. Все остальные экспертизы - научную и общественную - учебник прошел. Но что значат мнения ученых, учителей и учеников по сравнению с мнением автора учебника по великому и могучему?

- Мы не беремся судить, происходит ли новый передел рынка владельцами издательства "Просвещение" или это неумышленная ошибка эксперта, - объясняет Владимир Петерсон, исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000...", подготовившего нашумевший учебник. - Сейчас ситуация такая: один эксперт против целого стадиона таких же. Но выигрывает тот, который наделен полномочиями.

Как выбирают оценщиков, неизвестно. Даже сами их имена должны были быть засекречены. Можно давать любое заключение - никто не узнает, кто был его автором...

Плохие и забракованные

Помните Карлсона - "Вы перестали пить коньяк по утрам, да или нет?". Вот и критерии экспертизы такие же. Например, требование: "Способствует интеллектуальной деятельности учащихся". Для кого-то дважды два  - это уже интеллектуально. Отсеять плохие учебники так не получится.

Зато можно вычистить книжки чужие и оставить лишь "своих" авторов.

Академик РАН Виктор Васильев, проводивший научную экспертизу пособий по математике, написал в своем блоге, что 37 "вредных" учебников в итоге... рекомендовали школьникам:

"Учебники, отвергнутые подкомиссией по математике, но открыто продавленные через межпредметную комиссию РАН, - 16 штук. Учебники, появившиеся в перечне при отсутствии по ним каких-либо решений, кроме отрицательных, - 13 штук. И еще 8 книг, о существовании которых я впервые узнал из этого перечня".

Я связалась с академиком, и вот как он пояснил ситуацию:

- Сознательного саботажа тут нет, конечно, причины чисто коммерческие. Когда-то я проверял учебники Петерсон и очень строго к ним отнесся. Можно спорить про педагогические установки Петерсон, но она по крайней мере сама знает предмет - в том объеме, который преподает. В отличие от Александровой, чьи учебники в перечень попали (имеются в виду учебники Александровой Э. А. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. - Авт.). Она не удосужилась выучить даже саму себя, ее учебники неисправимы!

P. S. Минобрнауки вчера пообещало выложить в интернет экспертные заключения по учебникам с визами авторов. А министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что федеральный перечень учебников будут менять:

- При подаче документов от издательств в министерство были допущены процедурные нарушения. Какие-то издательства не предоставили полный комплект документов. Это тоже стало причиной невключения в перечень. В данном случае мы дадим время на исправление ситуации и учет замечаний. Хорошие учебники, конечно, должны попасть в федеральный перечень и потом в руки школьников.

Что ж, посмотрим...

Мнение эксперта

Александр КИСЕЛЕВ, бывший гендиректор издательского дома "Дрофа":

- Минобрнауки постоянно меняет правила игры, учебники проходят экспертизу уже в третий раз за последние три года. Это сложные времена для авторов, которые становятся заложниками экспертного заключения. Их ставят перед фактом - а аргументов не приводят. Развернутых отзывов на учебник сейчас не пишут. Критерии расплывчаты и формализованны, ответы "да/нет" не способствуют росту качества. Раньше, лет десять назад, были специальные комиссии, и авторы могли выступить в защиту своих пособий и рассказать, почему именно такие подача и методика материала. Я думаю, надо вернуть авторам такую возможность высказаться, потому что для многих из них эти линейки учебников - дело всей жизни.

ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ НА НОВОСТЬ: