28Март2024

НОВОСТИ Наука и технологии Астрономы зафиксировали вращение черной дыры

Астрономы зафиксировали вращение черной дыры

Исследователи далекого космоса смогли, наконец, окончательно установить, как можно измерить вращение черных дыр. Но получив первые результаты, они были буквально ошеломлены.

В ходе проведения экспериментов был обнаружено особый фантомный релятивистский эффект, который основывается на взаимоотношении пространства-времени на самой границе горизонта событий черной дыры. Это так называемая точка невозврата, за которую не может пробиться даже свет. Проведя мониторинг рентгеновского излучения от ионов железа – атомов железа, у которых отсутствует некоторое количество электроном – посредством ловушки аккреционного диска черной дыры, исследователи смогли определить скорость вращения черной дыры по быстро вращающимся внутренним краям горячего материала. Данное открытие позволило разрешить давний спор, касающийся изучения черных дыр.

По словам специалистов, в составе аккреционных дисков может быть любой материал, который дрейфовал на достаточно близком расстоянии от гравитационного доминирования черной дыры. Пыль, газ, даже целые звезды бессильны перед силами, которых находятся внутри активных галактических ядер. Некоторые из материалов подпитывают черную дыру, а избыток материи выбрасывается из ее полюсов, провоцируя взрывы, которые начинают распространяться подобно струям материала, достигая скоростей близких к скорости света, и генерируя интенсивные космические фейерверки. Активные галактические ядра могут стать ослепительными, так как яркое сияние рентгеновского излучения свидетельствует, что внутри сверхмассивной черной дыры находится что-то, что ее «кормит» в данный момент.

В настоящий момент астрономы используют данные, полученные новым ядерным спектроскопическим массив-телескопом (NuSTAR), который находится на околоземной орбите с июня 2012 года, а также европейской обсерваторией XMM-Newton. С их помощью они хотят провести непосредственные измерения скорости вращения ближайшей к Земле супермассивной черной дыры NGC 1365. По словам Фионы Харрисон, главного исследователя миссии NuSTAR и профессора астрономии и физики Калифорнийского технологического института, сам аккреционный диск не достаточно горячий для генерации и излучения рентгеновских лучей, однако они могут генерироваться в струе, которая светит ими на поверхность диска, отчего лучи начинают отражаться и захватывать с собой железо. В свою очередь, это позволяет увидеть сам аккреционный диск – посредством отражения рентгеновских лучей от него.